• /
Как работает выездная служба тверского хосписа "Анастасия"
«Алло! Это хоспис «Анастасия»? У моего родственника 4-я стадия рака, ему очень плохо, чем вы можете помочь?
«Алло! Это хоспис «Анастасия»? У моего родственника 4-я стадия рака, ему очень плохо, чем вы можете помочь? Регулярно приезжать, вести врачебное наблюдение, обрабатывать пролежни, подсказать, как обустроить быт, отвечать на вопросы в любое время? А сколько это стоит? Нисколько? И гигиенические современные средства дадите? А по какой цене? Ни по какой? И функциональную кровать с противопролежневым матрасом при необходимости привезете? За сколько в день? Ни за сколько? Нет, спасибо, мы подумаем».

Без-воз-мезд-но

Такие вопросы часто слышат сотрудники тверского хосписа «Анастасия». И такую реакцию постоянно наблюдают. Люди с недоверием относятся к тому, что им кто-то готов оказать столь нужную качественную помощь в сложную минуту без-воз-мезд-но. В госучреждениях, когда все больные на потоке, каждому не достается достаточного количества внимания, заботы. В частных – плати деньги, хоть результат не гарантирован. А тут какие-то общественники (причем не просто волонтеры, а профессионалы – врач, медсестра, психотерапевт, священник) будут приезжать к тебе домой просто так? Что у них на уме?

А на уме у них – помочь страдающему человеку и его родным, уменьшить боль, и физическую, и душевную. Большинство подопечных хосписа уже подошли к рубежу земной жизни. И очень важно, чтобы последние месяцы, дни, минуты их пребывания здесь они не чувствовали себя брошенными, ненужными, униженными своей беспомощностью и болью. Такова идея хосписного служения. В России она продвигается с 90-х годов. В последнее время паллиативной медицине уделяется большое внимание и со стороны государства, принимаются законы, разрабатываются программы, выделяются средства. И сейчас почти во всех регионах есть такие специализированные учреждения, где в почти домашней обстановке, в окружении любви и заботы люди завершают свой путь.

5 лет заботы

В Тверской области хосписа-стационара пока нет. Но вот уже 5 лет работает выездная служба от медицинской автономной некоммерческой организации «Тверской хоспис «Анастасия». Это лицензированная организация. В 2014 году ее создал протоиерей Александр Шабанов. Он собрал вокруг себя команду людей профессиональных и неравнодушных. На что существует эта организация, если у нее нет государственного обеспечения? На деньги благотворителей, на средства грантов, в том числе президентских. Их, конечно, не много. И открыть стационар на них невозможно (тем более что на такие цели гранты вообще не выдаются). Поэтому очень часто звучащая от наших земляков просьба положить родственника на время в хоспис пока не находит ответа. А выездная служба есть, совершенно бесплатная (подчеркиваю!). И ее сотрудники очень быстро развенчивают миф, что только за деньги можно получить хороший, квалифицированный уход, внимание. И второй миф – что в хосписах работают скорбные люди, потому что они постоянно соприкасаются со страданием. Вы себе не представляете, насколько это неправда. Редко можно встретить таких позитивных людей.

– Мы же стараемся принести людям облегчение, радость, свет, – говорит медсестра Елена Школьникова. – И люди очень быстро нас принимают. Только что по телефону мама, у которой больна дочь, не хотела называть ни имя, ни адрес. Но очень быстро изменила свое мнение. Люди отвечают нам добром. Недавно ушел от нас один пациент. Через боль он умудрялся шутить и смеяться, так заряжал нас позитивом.

Спасибо!

Бригаду хосписа встречают в домах их подопечных как родных, которым очень рады. Если состояние позволяет, и шутки звучат, и вопросы обо всем, что волнует.

– Проходите, проходите, – гостеприимно приглашает Татьяна Калчанова. – Муж уже ждет – и помылся, и побрился.

Кстати, гигиенические средства привезли сотрудники хосписа. В том числе, например, шапочку для мытья головы. Обычное мытье – это целая проблема для лежачего больного. А с такой шапочкой, внутри которой шампунь и кондиционер, все очень просто – ее нужно разогреть в микроволновке, надеть на голову и массирующими движениями натереть волосы, а затем снять и чуть обтереть полотенцем – все. Есть также специальные очень удобные в применении пенки, гели, лосьоны для обработки тела.

– О, какие у вас апартаменты теперь, другое дело, – отмечает Елена Школьникова. Два дня
назад сюда привезли функциональную кровать, а неудобный диван отправили в отставку. – Ну как, удобно?

– Еще бы! Кровать шикарная! Теперь и садиться гораздо легче.
Врач паллиативной помощи Лариса Ковалева измеряет давление, расспрашивает обо всем – какое состояние, как действуют обезболивающие пластыри, есть ли аппетит.

– Аппетит по-разному, но с моей женой не забалуешь, накормит обязательно, – отчитывается Олег Константинович.

Семья Калчановых обратилась в хоспис «Анастасия» 10 дней назад. Как говорит Татьяна Александровна, когда совсем потеряли надежду. Мужу поставили диагноз в апреле. По совету они отправились в клинику в Обнинск. Там только потеряли время и деньги – результата не было. В Твери посещение больницы очень затруднительно – Олег Константинович перестал ходить.

– А недавно еще одна беда случилась – хотели с зятем перенести мужа, я упала, сломала позвонок, его уронили, – говорит Татьяна Александровна, поясняя, – почти отчаялись. Про хоспис узнали от врача скорой помощи и в храме. А когда отца Александра пригласила на дом причастить мужа, уточнила у него, как туда позвонить. Он скромно не сказал, что сам организовал его, является директором. Я позвонила, стали приезжать медсестры, помогли с пролежнями, врач следит за состоянием, кровать привезли – и жизнь наладилась. У нас все в порядке. У мужа уже и глаза веселые. Переживем этот сложный период, надеемся на выздоровление, дочка поехала в Москву, в клинику Блохина.

– Я учитель русского и литературы в 38-й школе, – продолжает Татьяна Александровна, провожая гостей. – Сама всегда стараюсь по возможности помогать тем, кто нуждается, и всегда говорю своим ученикам – добро обязательно возвращается. На добре мир держится. Показываю им это на примерах литературных произведений, поддерживаю их в волонтерстве. А сотрудникам хосписа – огромное СПАСИБО! Мы очень благодарны.

Квалификация и время

Выездная бригада отправилась дальше по вызовам. На этот день их было три. Лариса Ковалева год сотрудничает с хосписом. Врач хосписа ведет своего пациента, хорошо зная и его состояние, и его семью. Главная проблема, с которой приходится сталкиваться, говорит Лариса Николаевна, – это боль:

– Терапевты не всегда умеют правильно обезболивать, не владеют тактикой, не ориентируются в препаратах. Я сама, придя в хоспис, постоянно читаю специальную литературу, посещаю семинары, конференции, вебинары, лекции. Хоспис «Анастасия» не раз проводил
обучающие мероприятия в Твери, приглашал на них специалистов высокого класса, известных в России. К сожалению, на них очень мало было моих коллег. Кроме того, что они не знают препараты (не только опиоидные, но и обезболивающие нового поколения), по старинке боятся их выписывать. Раньше это могли делать только онкологи. Теперь закон изменился, а менталитет врачей еще нет. И, конечно, участковые терапевты не уделяют столько времени онкологическим больным, сколько необходимо. Посещения на дому редкие и быстрые, зачастую не могут разобраться в сопутствующей патологии. И человек уходит в страдание, в болевой синдром.

Выездная бригада хосписа не может обезболить, так как не имеет необходимые наркотические средств. Поэтому так важен договор о сотрудничестве хосписа со станцией скорой помощи, который был заключен недавно.

Гуманитарная задача

В этом году в хоспис «Анастасия» поступило 186 обращений. В основном число постоянных подопечных хосписа – 10 человек. К сожалению, многие узнают об этой организации поздно, когда уже нет сил терпеть, когда больной кричит от боли, а родные, эмоционально выгоревшие, чувствующие боль близкого человека, в отчаянии не знают, чем помочь. Бывает, что хоспис ведет пациента день-два. Но бывает, и несколько месяцев.

– Наш приход облегчает состояние, – говорит Лариса Ковалева. – Мы предпринимаем меры, чтобы снять боль. Но важны и само внимание, и разговор. Люди знают, что по телефону мы ответим на все вопросы в любой момент, поддержим, не оставим. После общения с нами они успокаиваются, перестают паниковать, принимают ситуацию, себя.

Сотрудники хосписа практически каждый день сами обзванивают своих пациентов. По необходимости, по желанию приезжают психотерапевт, священник.

В тот же день, как мы делали рейд с выездной бригадой, директор тверского хосписа «Анастасия» протоиерей Александр Шабанов принимал участие в заседании комиссии при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.

– Я не врач, но занимаюсь медицинскими проблемами уже 5 лет. Как тут сказали про таких людей – отношусь к разряду городских сумасшедших, – отметил он в своем выступлении. – Просто я считаю несправедливо, что в моем родном городе в самый важный момент – уход из бытия, который должен быть достойным, – часто человек оказывается без должного внимания и заботы. На нас смотрят дети, и, значит, ситуация будет повторяться. Изменить ее – это наша гуманитарная задача.

Автор: Татьяна ИВАНЧЕНКО
Made on
Tilda