• /
Обезболивающие и другие рецептурные препараты во время режима самоизоляции: как получить?
Оригинал статьи размещен на портале “Про Паллиатив”
Как в условиях самоизоляции получить рецепт для пожилого родственника, живущего отдельно? Можно ли выходить в аптеку, если она на другом конце города? Что делать, если у врача скорой нет нужного лекарства?
Режим самоизоляции в России продлен на весь апрель. Но болезни режимов не признают: лекарственная терапия при хронических заболеваниях, при болевом синдроме и других состояниях не должна прерываться. Что делать, если препарата не оказалось в ближайшей аптеке? Как продлевать рецепты, если сидишь дома? Что делать, если на скорой, приехавшей для купирования острой боли, нет нужного лекарства? Разбираемся.

Что делать, если рецепт на лекарственный препарат заканчивается, а пойти за новым вроде бы нельзя - ведь за нарушение режима самоизоляции штрафуют?

Объявленный режим самоизоляции не может быть поводом для неоказания медицинской помощи. Новый рецепт можно получить в медучреждении или, если внутренний регламент учреждения это предполагает, можно вызвать врача на дом для выписки рецепта. Для людей в группе риска (хроническое заболевание, возраст старше 65 лет) это особенно актуально. По этой причине, например, врачи Московского многопрофильного центра паллиативной помощи могут выезжать на дом к пациенту для выписки рецепта на лекарства. Чтобы выяснить, выписывает ли ваша поликлиника или другое медицинское учреждение рецепты на дому, рекомендуем предварительно позвонить в учреждение и уточнить это. Возможно, в ближайшее время регламент будет меняться, чтобы людям из группы риска не нужно было появляться в общественных местах с риском для здоровья.

ВАЖНО
Чтобы не приходилось выписывать рецепт дважды, обратите внимание, как он должен быть оформлен: на рецепте, помимо подписи и печати лечащего врача, должна стоять печать медицинского учреждения, печать "Для рецептов" и, если рецепт выписывается впервые, подпись руководителя медицинской организации.

На какой срок сейчас выписывают рецепт на лекарственные препараты?

Режим самоизоляции не внес изменений в сроки действия рецептов. Рецепт на наркотические и психотропные лекарственные препараты действует 15 дней с момента получения. Обычные сроки действия рецептов - 30, 60, 180 дней - к этим лекарственным препаратам неприменимы!

В то же время, к примеру, онкологическим больным при необходимости длительной лекарственной терапии в форме таблеток может быть выписан рецепт на 180 дней (не на обезболивающие!) - это решает лечащий врач в зависимости от конкретной ситуации.

Власти говорят, что можно выходить на улицу, только чтобы дойти до ближайшей к моему дому аптеки. Но выписанного мне препарата там нет, надо ехать на другой конец города. Что делать?


Ситуация, когда вам или вашему родственнику выписан рецепт на лекарство, и нужно купить его в аптеке, относится к получению медицинской помощи. То есть это тот случай, когда можно доехать до нужной аптеки, даже если она расположена далеко.

Вот список московских аптек, имеющих право отоваривать рецепты на лекарственные препараты, содержащие наркотические и психотропные вещества. Узнать о наличии и стоимости лекарств, а также забронировать товары в аптеках можно, позвонив по телефону: 8 (495) 874-63-65 (для льготных лекарств), для платных - 8 (495) 974-73-19 (для платных лекарств), линии работают в будни - с 8 до 20, в субботу с 10 до 18.

В любом случае, врач, выписавший рецепт, должен проинформировать пациента или его представителя о том, в какой аптеке можно получить препарат.

Что делать, если препарата нет в аптеке?

Нужно попросить об отсроченном обслуживании рецепта: это значит, что аптека, работающая с рецептурными препаратами этого профиля, должна заказать препарат и обеспечить вас им в кратчайшие сроки.

  • Если на рецепте стоит помета "statim" (немедленно) - он обслуживается в течение одного рабочего дня;
  • Если стоит пометка "cito" (срочно) - в течение двух рабочих дней со дня обращения в аптеку;
  • Рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения;
  • Рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение 10 рабочих дней со дня обращения в аптеку.
Если вам нужен обезболивающий препарат и в этот срок он в аптеке не появился, обращайтесь на Горячую линию Росздравнадзора по вопросам обезболивания (8-800-550-99-03). Номера телефонов по вопросам обезболивания в регионах можно найти на сайте Росздравнадзора.

Если дома пожилые супруги или одинокий человек старше 65 лет, им не рекомендовано выходить на улицу, лекарство сможет получить их родственник или сосед?

Лекарство по рецепту на бумажном носителе, оформленном на бланках форм N 107-1/у, N 148-1/у-88, N 148-1/у-04 (л), N 107/у-НП, может получить как сам пациент, так и его законный представитель или человек, на которого выписана доверенность.

Доверенность на получение рецептурного лекарства за другого человека можно заполнить на компьютере или написать от руки (пример см. в конце статьи). Заверение нотариуса не требуется! По такой доверенности получить лекарство может любой человек, в том числе сиделка или социальный работник. В аптеке ему нужно будет предъявить:

  • доверенность (лучше - оригинал),
  • свой паспорт (лучше - оригинал),
  • в некоторых аптеках могут попросить и паспорт человека, на которого выписан рецепт. Этот порядок нигде не регламентирован, но такие требования в аптеках встречаются. Конечно, если вы поручаете покупку лекарства малознакомому человеку, лучше свой паспорт не отдавать.
Что делать пожилым людям, у которых нет родственников или они есть, но живут далеко?

Режим обязательной самоизоляции для людей старше 65 лет и для людей с хроническими заболеваниями продлили до 1 мая, но вместе с тем организовали для этих категорий граждан доставку на дом лекарственных препаратов (которые положены по рецепту бесплатно либо по льготным ценам) и медицинских изделий (положенных по рецепту бесплатно). Для того, чтобы заказать эту услугу, необходимо позвонить по телефону Горячей линии департамента здравоохранения Москвы (8-495-870-45-09): к вам должен прийти соцработник.

На практике случается, что соцработник не соглашается покупать по рецепту опиоидные анальгетики. В этом случае нужно попросить это сделать кого-то из знакомых, соседей, написав доверенность на них.

Также в Москве и регионах работает горячая линия проекта #мывместе. Это совместный проект Общероссийского народного фронта и волонтерских организаций разных городов России (ВОД «Волонтеры-медики», Ассоциация волонтерских центров и др.), созданный для помощи людям старше 65 лет - с доставкой продуктов, лекарств и решением других бытовых проблем. Номер горячей линии: 8-800-200-34-11. Позвонив по нему, можно оставить заявку — указать адрес, имя, контактный телефон, и в течение 3 дней с вами свяжется волонтер или соцработник, в зависимости от просьбы (заявки на отоваривание рецептурных лекарств передаются соц.работникам). Также вы можете скачать приложение ОНФ.Помощь (для Android и для iOs) и заполнить заявку на получение помощи для вашего пожилого родственника в электронном виде.

Нет уверенности, когда я смогу получить препарат в следующий раз. Можно принимать назначенное мне обезболивающее реже или в меньшей дозе?

Ни в коем случае! Схема обезболивания может корректироваться ТОЛЬКО врачом. Самовольное изменение схемы приема обезболивающих может привести к тому, что болевой синдром усилится. Лекарственное обеспечение граждан, нуждающихся в паллиативной помощи - это обязанность государства: вы имеете право получать необходимый препарат вне зависимости от режима самоизоляции. Если у вас возникают проблемы с получением опиоидных анальгетиков, обращайтесь на Горячую линию Росздравнадзора по вопросам обезболивания (8-800-550-99-03) и/или на Горячую линию помощи неизлечимо больным людям (8-800-700-84-36).

Нужно срочное обезболивание - что делать?

Помните, что острый болевой синдром - это угрожающее жизни состояние и поэтому - повод вызвать скорую помощь. Рецепт от врача на опиоидные препараты с вас не потребуют. Но решение о том, каким препаратом следует купировать боль, принимает врач скорой. Рекомендуем спросить у врача и записать название и дозировку использованных им препаратов. Если примененный препарат не подошел, и боль не проходит в течение нескольких часов, можно снова вызвать бригаду скорой помощи. Если вам говорят, что на скорой нет сильных обезболивающих - ссылайтесь на приказ Минздрава от 22.01.2016 №36H: согласно ему, в укладку скорой помощи должны входить сильные обезболивающие и психотропные лекарственные препараты.

После обезболивания по скорой ваш лечащий врач должен скорректировать схему обезболивания. Факт применения сильного обезболивающего врач скорой помощи записывает в журнал вызовов, а заведующий подстанцией информирует об этом руководство поликлиники, к которой прикреплен пациент.

Подробно об обезболивании по скорой помощи читайте здесь.

В случае возникновения проблем с обезболиванием звоните на Горячую линию Росздравнадзора по обезболиванию (8-800-550-99-03). Также вы можете обратиться на Горячую линию фонда помощи хосписам "Вера" (8-800-700-84-36).

Помните простые правила, связанные с приемом опиоидных анальгетиков:

  • Принимайте обезболивающие строго по часам (даже если боли еще нет), по схеме, назначенной врачом.
  • Нельзя произвольно менять дозировку обезболивающего, даже с целью сэкономить выписанные лекарства. При изменении кратности приема или дозировки, а также при изменении интенсивности боли обратитесь к лечащему врачу - он скорректирует схему обезболивания.
  • Употребление алкоголя на фоне приема обезболивающих может вызвать осложнения.
  • Также небезопасно одновременно с опиоидными анальгетиками принимать некоторые препараты: антигистаминные, транквилизаторы, снотворные. Проконсультируйтесь с врачом по вопросу сочетания этих лекарств.
  • Нельзя допускать резкой отмены приема обезболивающих препаратов. Снижать дозу можно только постепенно, под наблюдением врача.
Изоляция сводит с ума. Что делать?

Режим самоизоляции в квартире может не лучшим образом сказываться на психологическом климате в семье, на состоянии психики тяжелобольного человека и его родственников. Помните, что вы можете получить помощь - психологическую консультацию по телефону.

Продолжает работать Горячая линия помощи неизлечимо больным людям и их родственникам: 8-800-700-84-36.

В Москве в период режима самоизоляции (с 28 марта по 1 мая 2020) работает круглосуточная неотложная линия психологической помощи. Ее номер: 051 (с городского телефона) или +7 (495) 051 (с мобильного). Также можно написать в чат Московской службы психологической помощи населению, зайдя на сайт по ссылке: https://msph.ru/.

Телефоны горячих линий и ссылки на полезные ресурсы для тяжелобольных людей (включая горячие линии по ситуации вокруг пандемии коронавируса), мы собрали в отдельный материал.

Подборка всех текстов и памяток, касающихся ситуации вокруг COVID-19, по ссылке.
Made on
Tilda