С 2022 года большинство НКО оказалось в непростом финансовом положении. Многие потеряли партнеров среди юридических лиц (из-за ухода иностранных компаний из России) и частных доноров (из-за невозможности переводить средства из других стран).
Например, у фонда «Подари жизнь» в 2022 году общая сумма пожертвований снизилась на более чем 0,5 миллиарда рублей, AdVita потеряла порядка 20% своих бизнес-партнеров, а у «Энби» упали на 32% частные пожертвования.
Осложняет ситуацию то, что рак не в центре внимания общества и государства: «Нам стало сложнее говорить об онкологии на фоне другой новостной повестки – наши проблемы просто тонут среди того, что происходит в мире, – говорит директор фонда «Энби» Анастасия Захарова. – Внимание приковано к другим темам, а к раку оно сегодня «по касательной» – и в результате правозащитная деятельность в нашей области страдает».
Подобное смещение акцентов влияет и на финансирование: федеральный бюджет на здравоохранение сокращается, и это может повлиять на лечение рака в будущем. «Обычно бюджеты от года к году увеличиваются, а в этом году мы видим обратную ситуацию. Бюджеты в 2024-м даже меньше, чем в 2023-м, – говорит онколог-химиотерапевт, исполнительный директор Высшей школы онкологии Полина Шило. – И это влияет на то, что мы можем предложить пациентам. Скорее всего, в начале года эти изменения будут видны не так ярко, но ближе к концу года, когда начнут заканчиваться объемы финансирования и квоты на лечение, мы это заметим».
Программы помощи большинства НКО не были закрыты или урезаны. «Многие из проблем подопечных мы по-прежнему закрываем полностью: оплачиваем активацию доноров костного мозга, покупаем лекарства, открываем группы психологической поддержки, оплачиваем работу психологов, выдаем средства гигиены, навещаем вместе с волонтерами наших подопечных в больницах и делаем многое другое, – говорит Алина Вилкова. – Нам удается помогать и клиникам: от покупки лекарств, поставки реагентов и расходных материалов до помощи в проведении научных исследований».
Тем не менее чтобы даже в сложные времена программы помощи не пострадали, некоторым организациям приходится экономить. Так, фонд AdVita отказался от дополнительного офиса паллиативной службы. На некоторое время также было принято решение отказаться от найма новых сотрудников – все задачи и проекты распределялись внутри отделов. Это усилило нагрузку на команду фонда.
Государство и бизнес вкладываются в онкопомощь через фонды
Несмотря на сокращение бюджета на здравоохранение, государство за последние годы помогает решать проблемы онкопациентов. Появился объединенный регистр доноров костного мозга и возможность выбрать удобный пункт для вступления в него через портал «Госуслуги». Значительно увеличилось финансирование донорства в целом, а клиник, которые принимают потенциальных доноров, становится больше.
Бизнес тоже вкладывается в онкопомощь. Несмотря на потерю некоторых корпоративных доноров, большинство НКО нашли новых партнеров. Так, в 2023 году фонды AdVita и «Не напрасно» начали поддерживать по пять новых партнеров – юридических лиц. У «Энби» суммы корпоративных пожертвований выросли на 28%. В том числе фонд впервые получил грант от компании Biocad и запустил большой проект «Рюкзак от Энби».
У компаний сохраняется интерес к благотворительности, считает Екатерина Шергова. С ней согласен фонд AdVita: «Крупный бизнес все больше готов вкладываться в инфраструктурные проекты, системную благотворительность. Например, выделяются гранты на поддержку команды фондов: зарплаты, обучение, техническое и программное обеспечение, создание диджитал-продуктов».
Так, благодаря программе «Яндекса» «Помощь рядом», фонд «Не напрасно» регулярно экономит больше нескольких сотен тысяч рублей на инфраструктуру для своих онлайн-проектов. На «Яндекс.Облаке» хранятся все данные онлайн-сервисов фонда, с помощью «Яндекс.Трекера» команда управляет проектами – ведет все задачи в одной системе. А гранты на социальную рекламу в рекламных сетях «Яндекса» помогают фонду рассказывать про свои услуги большой аудитории, говорит руководительница группы проектов «Все не напрасно» Наталья Хилько.
Представители компаний вступают в регистр доноров костного мозга или сдают кровь, собирают необходимые вещи для людей в больницах, организуют ярмарки, участвуют в мероприятиях AdVita. На данный момент фонд таким образом поддерживают 60 компаний.
Пожертвования частных доноров сначала упали, а теперь растут