В фонде «Ника» из Зеленограда считают, что принятые Госдумой поправки показывают, что у властей «нет глубинного понимания источника проблемы бездомных животных». Вместо передачи полномочий регионам, в России нужно разработать единую систему для помощи бездомным животным, считают в НКО. «Мы сохраняем уверенность в том, что регионам нельзя вновь давать самостоятельно решать, что делать с бездомными животными. Необходимо единое ведомство, отвечающее за решение проблемы и единые стандарты обращения с бездомными животными для всей страны. Законодательство и его регуляция должны быть исключительно федеральными», — рассказала в комментарии Forbes Life президент фонда «Ника» Вера Митина.
С этим согласны и представители московского фонда «Рэй», которые считают, что легализация эвтаназии в регионах со временем только усугубит ситуацию: «Рано или поздно они неминуемо столкнутся с ростом численности бездомных животных, так как убийство не решает эту проблему. Популяции будут восполняться, и на место убитых придут новые особи, более приспособленные к опасной среде — дикие и опасливые, умеющие скрываться от человека. Все это отбросит нашу страну на десятки лет в развитии гуманного, цивилизованного и здорового общества».
Кроме того, в фонде уверены, что в ближайшее время зооволонтеры, приюты и НКО в городах, в которых эвтаназия бездомных животных все еще запрещена, столкнутся с ростом числа подопечных из «негуманных регионов, где открыто пользуются возможностями новой поправки».
«Волонтеры будут пытаться по максимуму вывезти животных из небезопасных регионов, чтобы спасти их от убийства. В первую очередь это коснется Москвы, Санкт-Петербурга и Подмосковья как регионов, наиболее развитых в плане организации помощи животным», — поясняет координатор благотворительных программ фонда «Рэй» Наталья Цветкова. В 2024 году, по ее мнению, легализация эвтаназии бездомных животных обязательно затронет еще большее количество регионов.
Дополнительная административная нагрузка
Сложности фондам в этом году принес и закон о маркировке рекламы, который распространяется на некоммерческие организации. Он был принят осенью 2022 года, однако заработал в полную силу только в сентябре 2023-го. Согласно закону, все данные о размещении интернет-рекламы теперь должны попадать в единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) через операторов рекламных данных (ОРД), а все рекламные материалы сопровождаться специальными токенами и маркироваться словом «реклама», информацией о рекламодателе или его сайте. Также всем участникам процесса теперь необходимо передавать сведения о размещенной рекламе в Роскомнадзор через оператора.
Для НКО в этом законе исключений нет. Информация, направленная на привлечение внимания к предпринимательской (приносящей доход) деятельности фондов, например о мерче, продукции или платных услугах, тоже считается рекламой и должна маркироваться. На призывы сделать пожертвования, новости благотворительных организаций в СМИ или соцсетях, а также на объявления на сайтах самих фондов и социальную рекламу в некоторых случаях эти правила не распространяются. Штрафы за нарушения закона для юрлиц могут составлять до 500 000 рублей.
Для фондов, по словам представителей НКО, новый закон стал только дополнительной нагрузкой. «Если фонд на своих площадках в соцсетях размещает информацию о спонсоре, ему необходимо маркировать пост как рекламу. Это не только дополнительные затраты, но и существенная административная нагрузка. Для НКО этот вопрос стоит особенно остро, так как каждый сотрудник и так перегружен и выполняет обязанности нескольких позиций», — объясняет в комментарии Forbes Life директор фонда «Обнаженные сердца» Ася Залогина.
С этим согласны и в фонде «Дедморозим»: «Теперь нам труднее попасть в другие медиа. Приходится более тщательно подбирать посылы и кейсы для своих рекламных площадок». А в команде фонда борьбы с инсультом ОРБИ на фоне изменений в законодательстве появился юрист, помощь которого в некоторых вопросах помогает «не подвести ни сотрудников, ни подопечных фонда».
В процессе адаптации
В целом с финансовой точки зрения, по словам представителей фондов, 2022 год был стресс-тестом для благотворительного сектора, с последствиями которого в этом году продолжали разбираться большинство НКО. «События февраля 2022-го оказали, мягко говоря, не лучшее влияние на все сферы и на благосостояние людей. Многие западные компании ушли с рынка, а у простых людей снизился доход. Бюджет «Дома с маяком» на 85% состоит из пожертвований обычных доноров и компаний, поэтому мы, безусловно, почувствовали на себе снижение поступлений», — рассказывает в комментарии Forbes Life Марина Власова, директор фонда «Дом с маяком», помогающего тяжелобольным детям и молодым взрослым.
По ее словам, в 2023 году количество пожертвований в фонд еще снизилось. «Мы связываем это с тем, что общая ситуация не восстановилась, и думаем, что у части благотворителей не осталось денег на российских счетах. В то же время помощь понадобилась большему числу социально незащищенных людей, в том числе и беженцам», — пояснила Марина Власова. К декабрю «Дому с маяком» удалось не только собрать «на первый взгляд огромную сумму» 800 млн рублей, но и направлять на поддержку пациентов хосписов фонд порядка 70 млн рублей ежемесячно.