Корпоративное волонтерство имеет стратегическое значение для достижения целей устойчивого развития ООН и национальных целей развития России, отметила председатель Национального совета по корпоративному волонтерству (НСКВ) Ирина Жукова. По ее словам, представительства НСКВ работают уже в 35 регионах страны – и это помогает волонтерам обмениваться лучшими практиками.
Волонтерство — это выгодно
Волонтеры, в том числе корпоративные, приносят государству немалые деньги. Вклад НКО, благотворительности и добровольчества в ВВП страны в 2022 году составил более 3 трлн рублей, из них 540 млрд приходится на волонтерство. Такие подсчеты делало ведомство в 2022 году, напомнила заместитель директора Департамента развития социальной сферы и сектора некоммерческих организаций Минэкономразвития России Елена Иваницкая.
В 2024 году Минэкономразвития и Национальный совет по корпоративному волонтерству планируют подсчитать «всех корпоративных волонтеров». Это, по словам Иваницкой, позволит оценить, как их деятельность влияет на развитие страны.
Волонтеров становится больше
Свежие данные опросов, посвященных волонтерству, представил директор по работе ВЦИОМ с органами государственной власти Кирилл Родин. По его словам, в 2023 году 44% респондентов согласились с утверждением, что российский бизнес – социально ответственный. В 2006 году таких было всего 29%. При этом корпоративное волонтерство, отмечает Родин, у людей все-таки слабо ассоциируется с социальной ответственностью компаний.
«С КСО у опрошенных ассоциируется социальная защита сотрудников, экология. По большому счету на первое место выходят факторы прямой материальной поддержки. Наверное, с этим сложно что-то сделать», – полагает он.
Более половины опрошенных (54%) заявили, что слышали о корпоративном волонтерстве. «Эта тема занимает свое место среди молодежи – тут нет ничего удивительного, молодежь более открыта новому», – комментирует Родин.
Число людей, которые участвуют в волонтерстве, растет. В 2022 году таких было 19%, в этом – уже 28%, говорит, комментируя данные опроса ВЦИОМ., председатель совета Ассоциации волонтерских центров, председатель Комитета Государственной Думы РФ по молодежной политике Артем Метелев.
Одна из самых популярных точек входа в добровольчество – через работодателя. Таких волонтеров около 30% от общего числа. Растет и число потенциальных волонтеров: 54% респондентов говорят, что хотели бы поучаствовать в социальных проектах.
Наличие программы КСО важно для имиджа работодателя, подтверждает директор по персоналу «Газпром-Медиа Холдинг» Антонина Приезжева. По ее словам, наличие программы по корпоративному волонтерству становится важным для соискателей.
«Мы наблюдаем у себя такую тенденцию – молодые сотрудники хотят заниматься волонтерством. Им важно, что они оставят после себя. Поэтому работодатель, который сделает соискателю близкое ему по ценностям предложение, выиграет в борьбе за человеческий ресурс», – говорит Приезжева.
Поправки в «волонтерские» законы примут до конца года
Создавать стимулы для развития волонтерства должно государство, уверен Артем Метелев. Он напомнил, что Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «О добровольчестве», и заверил, что до конца текущей недели проект примут во втором и третьем чтениях.
В обновленном законе будет прописано, что коммерческая компания, как и НКО, может быть организатором добровольческой деятельности, а значит, получать соответствующие меры государственной поддержки: методическую, имущественную, образовательную.
Еще один проект касается корпоративного волонтерства, он уже принят в первом чтении, добавил Метелев. Поправки внесут в ст. 40 Трудового кодекса, посвященную коллективным договорам. Они «закрепят инструмент стимулирования вовлеченности работающего населения в благотворительность и добровольческую активность».
«[С помощью поправок] мы даем четкий сигнал работодателям: если в ваших коллективных договорах нет мер поддержки корпоративных волонтеров, задумайтесь об этом и включите их. Думаю, что после принятия закона по стране пойдут важные организационные изменения, которые помогут сотрудникам найти себя в корпоративном волонтерстве», – отметил Метелев. Этот закон примут до конца года, заверил он.
Во многих странах, добавила директор Агентства социальной информации, председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора Елена Тополева-Солдунова, государство поддерживает развитие волонтерства. Например, в странах СНГ именно власти чаще всего становятся инициаторами создании волонтерских центров и акций, рассказала эксперт со ссылкой на новое исследование.
Волонтеры выгодны бизнесу
Бизнесу выгодно развивать корпоративное волонтерство – оно может капитализировать репутацию бренда, уверена директор департамента общественных связей компании «Норникель» Татьяна Смирнова. У компании сейчас около 5000 активных волонтеров из числа сотрудников.
В 2018 году «Норникель», вспоминает Смирнова, стал обучать своих волонтеров рассказывать о своей добровольческой деятельности: проводил занятия по позиционированию и упаковке проектов. Так родилось сообщество «Комбинат добра», где создавать и тиражировать контент стали сами волонтеры.
«Мы получили выгоду не только в виде увеличения числа волонтеров. Наши страницы в соцсетях выиграли множество наград в области коммуникации и пиара. Мы до сих пор получаем отклики, что «Комбинат добра» – одно из лучших коммьюнити в соцсетях по коммуникациям о волонтерстве», – отметила Смирнова.
Компания, добавила она, вырастила «собственные продакшн студии», в которых есть операторы, продюсеры, постановщики. В этом году «Норникель» проведет корпоративную премию «Золотая камера», где наградит лучших креаторов из числа корпоративных волонтеров.