• /
Социальное обслуживание. Часть 2
Какие есть формы и виды социальных услуг и как их получить.
Федеральный закон определяет формы и виды социального обслуживания. А конкретный перечень услуг и порядок их предоставления устанавливается на уровне субъекта РФ.

Формы социального обслуживания:

  • На дому;
  • Полустационарная форма: когда человек в течение дня находится в организации социального обслуживания, а вечером возвращается домой. Например, в центре социального обслуживания он получает психологическую помощь или занимается с социальным педагогом;
  • Стационарная форма: например, в интернате или доме престарелых.

Какие виды социальных услуг могут быть предоставлены на дому:

  1. Социально-бытовые услуги: помощь в приготовлении пищи, покупка продуктов, уборка помещения и др.
  2. Социально-медицинские услуги: помощь по уходу, помощь в оказании реабилитационных процедур, помощь при госпитализации в стационар и др.
  3. Социально-психологические услуги: психологическая диагностика, коррекция и поддержка.
  4. Социально-педагогические услуги: помощь в обучении, консультации по вопросам образования и др.
  5. Социально-трудовые услуги: это помощь в трудоустройстве, консультирование, социальная трудовая адаптация.
  6. Социально-правовые услуги: помощь в оформлении и восстановлении документов и получении юридических услуг.
  7. Услуги в целях улучшения коммуникативного потенциала: консультирование и специальные занятия по развитию навыков общения, поведения в быту и общественных местах, навыков компьютерной грамотности.
  8. Срочные социальные услуги. Такие услуги предоставляются, когда человек попал в трудную жизненную ситуацию и ему требуется немедленная помощь. Например, сгорел дом. Тогда человек просто пишет заявление. В федеральном законе закреплено, в каких ситуациях и в каком объеме ему должны помочь. Региональные нормативные акты могут предусматривать предоставление помощи в большем объеме, чем федеральные.

В каких случаях социальные услуги предоставляются бесплатно, а в каких — за деньги?

По федеральному закону полностью бесплатно социальные услуги в любой форме предоставляются только несовершеннолетним детям и людям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных конфликтов.


В остальных случаях право на бесплатное получение соцуслуг на дому или в полустационарной форме связывается с уровнем дохода семьи — так называемым среднедушевым доходом.

Правила определения среднедушевого дохода устанавливаются Правительством РФ. А его предельная величина (выше которой за соцуслуги придется заплатить) — на уровне конкретного региона.

Кроме того, в регионах могут устанавливаться свои категории граждан, которые имеют право на бесплатные социальные услуги, как это сделано, например, в Москве и многих других субъектах РФ.

Как получить социальные услуги?

Шаг 1. Подайте заявление о предоставлении социального обслуживания в письменной или электронной форме.

Если человек не в состоянии это сделать сам, за него могут подать обращение другие люди, госорганы, органы местного самоуправления, общественные объединения.

Обращение от организаций может быть передано так называемым «порядком межведомственного взаимодействия».

Например, человек находится в больнице, и там врачебная комиссия признала его нуждающимся в паллиативной помощи. Больница, как медицинская организация, может подать обращение в организацию социального обслуживания, чтобы после выписки этому человеку были своевременно предоставлены социальные услуги на дому.

Заявление или обращение нужно подавать в уполномоченный орган или организацию субъекта РФ. Чаще всего это управление/центр социальной защиты.

Кому положены социальные услуги?

По федеральному законодательству человек может быть признан нуждающимся в социальных услугах, если есть обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить его жизнь. Такими обстоятельствами могут быть:

  1. Полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, невозможность самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или инвалидности;
  2. Наличие в семье инвалида или ребенка-инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе;
  3. Наличие ребенка (в том числе находящегося под опекой, попечительством), испытывающего трудности в социальной адаптации;
  4. Невозможность ухода (в том числе временного) за инвалидом или ребенком, а также отсутствие попечения над ними;
  5. Внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, страдающими психическими расстройствами, а также насилие в семье;
  6. Отсутствие определенного места жительства, в том числе у детей, оставшихся без попечения родителей, а также у воспитанников детских домов не старше 23 лет.
  7. Отсутствие работы и средств к существованию;
  8. Иные обстоятельства, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Шаг 2. Уполномоченный орган или организация принимает решение об оказании социальных услуг либо об отказе в них.

Решение выносится в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты подачи заявления.

О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме.

Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

Решение об отказе в социальном обслуживании можно обжаловать в судебном порядке.

Шаг 3. Оформление индивидуальной программы предоставления социальных услуг.

В этом документе указывается:

  • форма, виды, объем и периодичность социального обслуживания;
  • условия и сроки предоставления социальных услуг;
  • перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг;
  • мероприятия по социальному сопровождению.
Индивидуальная программа пересматривается не реже чем раз в три года. Если у человека изменились обстоятельства, ее также могут пересмотреть.

Для человека, получателя услуг, эта программа имеет рекомендательный характер, а для поставщика социальных услуг — обязательный.

Один экземпляр программы передается гражданину или его законному представителю в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания.

От социальных услуг можно отказаться. Отказ оформляется в письменной форме и вносится в индивидуальную программу.

Шаг 4. После получения индивидуальной программы вас должны ознакомить с перечнем поставщиков социальных услуг, объяснить, какие услуги у какого поставщика можно получить. Выбранная организация обязана заключить договор на оказание услуг в течение суток с даты представления вами индивидуальной программы.

Этот срок может быть и меньше (но не больше). Например, в Ростовской области на заключение договора отводится один рабочий день.


Особенности предоставления социальных услуг людям, получающим паллиативную помощь

Если выездная служба паллиативной медицинской помощи или терапевт выявили, что человек нуждается в социальной помощи на дому, они должны направить обращение в организацию социального обслуживания в течение одного рабочего дня (при условии, что сам человек или его законный представитель согласны).

Если человек получает паллиативную помощь в стационаре, то медицинская организация должна направить такое обращение в организацию социального обслуживания не позднее чем за 10 дней до выписки.

Это установлено Порядком взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, общественных организаций и иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья граждан, при оказании гражданам паллиативной медицинской помощи (Приложение 38 к Приказу Министерства здравоохранения РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2019 г. N 345н/372).

Что делать, если что-то идет не так?

Если вам отказывают, с вами невежливо разговаривают, не предоставляют информацию или услугу, на получение которой вы имеете право, вы можете подать жалобу.

Если вы считаете, что услуга вам плохо оказывается (например, услуга оказывается не в полном объеме), вы можете подать жалобу руководителю организации, которая указана в договоре на предоставление услуги.

В жалобе указываете:

  • номер и дату заключения договора;
  • номер и дату оформления индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  • с чем вы не согласны и что конкретно просите;
  • требование предоставить письменный ответ.
Если вам отказываются предоставить бесплатно какие-то услуги, а вы считаете, что в соответствии с порядком их вам обязаны предоставить, изложите это в жалобе на имя руководителя организации, которая уполномочена признавать людей нуждающимися в социальных услугах. Обычно это центры социального обслуживания вашего города.

Что делать, если на уровне организации вопрос не решается, вам отказали, но вы хотите добиваться дальше?

Обращайтесь в органы, которые на уровне субъекта отвечают за организацию социального обслуживания: департамент или министерство социальной защиты, комитет по социальной политике или управление социальной защиты населения.

Если вы считаете, что нарушены нормы федерального законодательства, вы можете обратиться за защитой прав в прокуратуру.

ВАЖНО
Когда пишете жалобы должностным лицам в организации, старайтесь избегать эмоций, излагайте по существу: на что вы имеете право, что вам не предоставляют и чего вы просите. И всегда пишите, что хотите получить письменный ответ!

Чтобы грамотно составить жалобу, прочитайте инструкцию о порядке обращения в государственные органы.

Если есть особые обстоятельства прокурор имеет право обратиться с исковым заявлением в суд для оспаривания отказа в предоставлении социального обслуживания. Так бывает, если сам человек не может этого сделать. Например, он инвалид или это мама, которая одна воспитывает ребёнка-инвалида.

***

Внимательно читайте законы и нормативно-правовые акты — федеральные и вашего региона. Очень важно знать свои права.

Проявляйте активную гражданскую позицию. Добиться того, чтобы в вашем регионе предоставлялась услуга в том объеме, в котором необходимо, возможно. Обращайтесь в органы, которые принимают законодательные акты, к депутатам, к губернатору. Объединяйте свои усилия с общественными организациями в вашем регионе.

Взаимодействуйте с общественными организациями и благотворительными фондами в вашем регионе. Например, у Всероссийской организации родителей детей-инвалидов есть отделения почти по всей стране.

Если у вас или у вашего подопечного неизлечимое прогрессирующее заболевание, вы можете обратиться за консультацией в Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» fund@fondvera.ru или позвонить на Горячую линию помощи неизлечимо больным людям 8 800 700 84 36.

Материал подготовлен с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Использовано стоковое изображение от Depositphotos.

Made on
Tilda