• /
Как коронавирус повлиял на паллиативную помощь в Твери
Ковид-19 изменил и продолжает менять мир во многих сферах, но наиболее значительные перемены уже произошли и еще предстоят системе здравоохранения.
Владимир Орехов
Ковид-19 изменил и продолжает менять мир во многих сферах, но наиболее значительные перемены уже произошли и еще предстоят системе здравоохранения. Больницы переоборудованы под госпитали. Больные, надежды на выздоровление которых уже нет, теперь ждут помощи в два-три раза дольше. В большинстве случаев это означает, что им приходится дольше терпеть мучительную боль. ТИА выяснило, как работает тверской хоспис "Анастасия" в условиях эпидемии, и побеседовало с его руководителем протоиереем Александром Шабановым.

- Сейчас мы столкнулись с COVID-19. И значительные усилия медицинского сообщества были направлены на то, чтобы решать именно эту проблему. Паллиативные больные, 4 стадии онкологии, никуда не исчезли. И их количество растёт. Это процесс объективный: число случаев онкологии увеличивается во всем мире, в том числе в России и Тверской области. В связи с тем, что те учреждения, где были паллиативные отделения, работают сейчас как инфекционные госпитали, паллиативные больные не всегда могут получить помощь в прежнем объеме. Поэтому нагрузка на хоспис увеличилась, - поясняет Александр Шабанов. - И специфика работы усложнилась. Например, наблюдается больной дома, и наступает момент, когда родственники хотят положить его в стационар или нужна определённая медицинская специализированная помощь, которую надо оказывать круглосуточно. Дома это сделать невозможно. Паллиативное отделение в Калининской ЦРБ закрыто под ковид, другое паллиативное отделение в Орше – не может в полном объеме оказать такую помощь, потому что там нет обезболивающих наркотических препаратов, паллиативное отделение в Лихославле на карантине и т.д. Получается, что таких больных сложно госпитализировать. Нагрузка на скорую помощь также увеличилась в разы, поэтому бригады выезжают к онкобольным намного реже. У нас была совместная бригада со скорой помощью. Теперь она работает не в том режиме, в каком хотелось бы. Периодически возникают проблемы с обезболивающими в аптеках. Есть проблемы с выпиской рецептов.

Но решение всё же нашли. У хосписа налажена связь с поликлиниками, сотрудники хосписа проводили семинары для медиков о паллиативной помощи, благодаря гранту минсоцзащиты Тверской области.

- Рецепт на обезболивающие препараты может выписать только участковый врач, - рассказывает главная медсестра хосписа Елена Школьникова. - Сотрудники хосписа выезжают к больному и полностью расписывают ему схему лечения. Потом родственники с готовым назначением вызывают участкового терапевта, чтобы он подтвердил лечение и выписал рецепт для аптеки. Но сейчас участковые тоже сильно загружены, у них много вызовов к ковидным пациентам. Всё это время человек терпит боль. Мы сейчас стали делать так: расписываем лечение на специальном бланке хосписа с печатью, и родственники пациента идут с ним к терапевту в поликлинику. Так время ожидания может сократиться. Иногда больному требуется не только смена препарата, но и корректировки ухода. У нас были и такие случаи. Всё очень индивидуально, каждый раз мы принимаем решение на месте.

Что делает хоспис?

Если говорить метафорически, хоспис - это рука помощи для тех, у кого остался короткий путь. Хоспис использует весь арсенал современных достижений науки и медицины, чтобы дать возможность человеку пройти этот путь достойно.

"Есть такое русское слово "отмучился", так вот наша задача сделать так, чтобы человек жил, а не мучился всё то время, которое ему осталось", - говорит отец Александр.

Сотрудники хосписа "Анастасия" приезжают домой к паллиативному пациенту и привозят с собой всё, что может понадобиться. Это и противопролежневые матрасы, и памперсы, и особое питание, и средства гигиены и ухода. Список различных средств, предметов и даже устройств – очень большой. Потому что универсального решения нет. Все больные индивидуальны, у всех разные проблемы и потребности.

- Как это бывает? Иногда довольно драматично. Мы приезжаем, пациент лежит на замятой простыне, которая может быть даже грязной. Стол завален бутылочками из-под лекарств. В комнате пыльно и в ней два отчаявшихся человека: больной и его близкий. Мы показываем, как нужно ухаживать, что делать, даём всё, что нужно бесплатно. Оказываем комплексную помощь, то есть, у нас работают врачи, психолог. Есть волонтёры. Человек не должен мучиться, не должен терпеть боль. С момента обращения и до конца мы будем рядом. День "А" - это момент обращения к нам, - поясняет Александр Шабанов, - и день "Б" - когда человек уходит из жизни. В этом пути мы сопровождаем больного и его близких. Ещё есть день "В" - это контакты с родственниками после ухода больного.

Сейчас в хоспис поступает от 2 до 5 вызовов ежедневно. Сотрудники НКО, а хоспис - это некоммерческая организация, которая живёт на гранты и пожертвования, стараются минимизировать контакты с больными, - это всё ещё опасно из-за эпидемии коронавируса, поэтому кого можно консультируют по телефону, с помощью фото и видео. Бригада выезжает, когда реально нужно присутствие, например, необходима обработка пролежней, стом, корректировка ухода.

Звонки регистрируются. Есть журнал записи пациентов, и это подвижная база.

- Вчера ушёл больной, 40-летний мужчина, с раком желудка. Мы вели его около трёх месяцев. Ему надо было корректировать питание, обезболивание и поддерживать психологически. В поддержке нуждались и члены его семьи, - рассказывает отец Александр.

Боль

Специалисты хосписа решают проблемы обезболивания каждый день. Иногда человеку просто очень нужно поговорить в неурочное время, именно сейчас. На вопрос - что помогает жить в таком ритме? - отвечает главная медсестра хосписа Елена Школьникова.

- Когда пациент говорит: "У меня нет боли" - это тот отклик, который мы ждём. Самое главное, чтобы он уходил без мучений. И слова близких: "Спасибо, что вы есть, что вы рядом. Спасибо, что вы нас не бросили". Быть рядом - это очень важно. Быть с больным, ухаживать - непросто. Мы приходим, и они приободряются. Понимают, что они не одиноки, и им становится не так страшно.

- Это важно, когда появляется кто-то третий и решает проблемы и больного, и родственника, и их взаимной коммуникации, - продолжает отец Александр.

- Как говорила основательница первого московского хосписа Вера Васильевна Миллионщикова: "В хосписе не должно быть больно, грязно и стыдно".

- Многие больные не столько боятся смерти, сколько мучений. И родственники тоже, они говорят: "Нам плохо от того, что он мучается, а мы не можем помочь". И когда мы помогаем восстановить домашний микромир, они нам благодарны.

Внимание к мелочам

Есть вещи, которые трудно понять и невозможно представить, пока не столкнёшься на собственном опыте. В помощи паллиативным больным существует большие теоретическая и практическая базы, которые наработали в мире, и которые учитывает все нюансы, остающиеся в обычной жизни за пределами внимания. Например, шапочки для мытья головы без воды. Некоторым больным водные процедуры противопоказаны. Это изобретение для них. Елена Школьникова показывает тюбики, баночки, коробочки и упаковки. Каждый предмет призван сделать легче жизнь, а может даже подарить радость человеку. У хосписа есть склад, где хранятся оборудование и различные средства гигиены и ухода.

Отец Александр говорит, что в уходе за паллиативными больными нет неважных вещей.

- Для здоровых – мир широкий, а для паллиативного больного - маленький. В этом маленьком узком мире, в связи с проблемой перемещения, гигиеной, болями - у него появляются масса мелочей, которые значат для него очень много. Всё это может стать причиной боли, стыда, неловкости и страдания. Острые вопросы должны быть сняты. Для этого существуют разного рода средства гигиены и ухода. Мы стараемся быть рядом, чтобы профессионально помочь больному и его близким.

Позвонить в Тверской хоспис "Анастасия" можно по телефонам: 8 (4822) 36-03-46, 8 (906) 654-58-22 или 8 (919) 058-57-27.

Made on
Tilda