8(4822)36-03-46
8 906 654 58 22
8 919 058 57 27

Уникальный духовный ландшафт Кельтской Церкви


В поисках Острова Блаженных
 


Сергей Сабсай
Юлия Зайцева
Елена Жосул
16 мая 2016

Литературно-музыкальный вечер, посвященный кельтской христианской культуре, состоялся 
16 мая 2016
в Культурном центре «Покровские ворота» (Москва).

Центральным событием вечера стала презентация книги протоиерея Александра Шабанова «Кораблики святому Брендану Мореплавателю» (Тверь: 2016). Издание посвящено реальным и легендарным святым древней Кельтской Церкви Британских островов (IV-XI вв.), истории их плаваний по Атлантическому океану и землям европейского и русского Северо-Запада, миссионерским трудам и географическим открытиям. Группа ArtCeilidh (руководитель – Михаил Смирнов) устроила для участников вечера концерт кельтской музыки. Встреча была приурочена ко дню памяти св. Брендана Мореплавателя (484-577) – святого неразделенной Церкви.

Искренняя благодарность
организатору и ведущей встречи Елене Жосул - за тёплый приём и профессиональную композицию вечера, всему составу группы ArtCeilidh - за чудесное музыкальное сопровождение! 

Благодарим за гостеприимство директора Культурного центра "Покровские ворота" Жана-Франсуа Тири!

Благодарим Юлию Зайцеву, Сергея Сабсая - за прекрасные статьи- отзывы.

Огромное спасибо всем, кто принимал участие!

Сергей Сабсай

17 мая 2016
facebook.com

Презентация книги протоиерея Александра Шабанова «Кораблики святому Брендану» в «Покровских воротах» не случайно пришлась на 16 мая – это день памяти ирландского святого неразделённой Церкви. Это не первая книга замечательного тверского священника об ирландских святых – несколькими годами ранее вышел «Голубь Церкви» - повесть о святом Коламбе Айонском. Вечер начался с напоминания слов Толкиена про кельтов как мешок, откуда может неожиданно появиться что угодно, Марка Блоха: «Все христиане – историки» и о. Александра Меня: нельзя ждать, что свет христианства преломляется везде одинаково.

Об особенностях кельтского духовного ландшафта рассуждал о. Стефан Касовицкий. В его понимании, неистребимое самоощущение человека Северо-Запада близко к выраженному святым Августином: я существую, я знаю, что существую, и люблю своё существование и знание. Эта опора на личность и её самостояние, по убеждению о.Стефана, очень актуальна для современного мира. Эта духовная позиция разворачивается в понимании мира не как некоей площади, на которой происходит жизненное действие, но как пути. И для кельтского монашества характерна замена отшельничества – на путь, в котором «Господь – наш капитан». Так приплыл, по легенде, на камне (обычный способ путешествия ирландских святых) из Британии в Новгород святой Ипполит, прозванный Римским за богослужение на латыни.

По рассказу о. Александра, из трёх видов мученичества, которые знала кельтская церковь, «красное» – мученичество крови – было весьма редким. Большинство кельтских святых известны «зелёным мученичеством» - монашеским подвигом, как прославленные в лике преподобных свв. Патрик, Бригитта, Кевин, и «белым» - странствиями, подобно Брендану Мореплавателю, ведь кельтская церковь с VI по XI век была церковью миссионерской – в Германии, Швейцарии, Моравии, Северо-Западной Руси (последний ирландский монастырь был закрыт в 1243 г. в… Киеве). Подчас ирландские монахи пускались в странствие даже без определённой цели плавания, но отдаваясь на волю ветра, волн – и воли Божьей. Не зря одна из часовен, сохранившихся в Ирландии, построена в форме перевёрнутой лодки. Этот путь ведёт от земного (или, чаще, морского) странствования – к внутреннему, в ту самую перевёрнутую лодку – храм. Небо для ирландских святых одновременно близко, ибо земное странствие может закончиться в любой момент, и далеко, ведь неизвестен путь, по которому предстоит пройти. Библейские истории Еноха и Илии, местные языческие ещё легенды о блаженных островах – всё для кельтских святых говорило о путешествии как о различных формах духовного опыта, восхождения к Богу. И они познали, что главное искушение на этом пути – собственный страх. В историях ирландских святых слились необычайная концентрация чудесного, средневековый натурализм и кельтская красота. По словам профессора Тверского университета Юрия Николаевича Варзонина, в современном мире очень трудно остановиться, закрыть глаза, осознать себя, созерцать; одна из книг, которые помогают этому, - «Плавание святого Брендана», опыт нахождения на грани реального и нереального; путь к Свету, на фоне которого зло становится ничтожным.

Самым живым выступлением логично оказалась речь лондонского ирландца, уже 24 года работающего в Москве, о. Майкла Райана. Он поделился любимой поговоркой своего деда: только дураки со всем согласны, умные думают и находятся в разногласиях, - и напомнил, что ни святой Брендан, ни другие ирландские святые не знали, что они кельты (этот термин придумали англикане в антиримском запале). Однако щедрость, открытость, интерес к дальним – то, что он узнаёт и ценит в книге о святом Брендане. По впечатлению православных друзей, о. Майкл показал прекрасный образец настоящего ирландского характера «с замечательной парадоксальностью и язвительным чувством юмора».
Ну, а для меня лично святой Брендан принёс, помимо пары ожидавшихся, три совершенно неожиданные встречи – с людьми из разных времён и пластов жизни. Вот такие чудеса…

Источник: https://www.facebook.com/notes/сергей-сабсай/в-поисках-острова-блаженных/1168078463225623

Видеозапись нашего вечера!


Уникальный духовный ландшафт Кельтской Церкви


Юлия Зайцева
18 мая 2016
blagovest-info.ru

Тверской священник Александр Шабанов представил книгу «Кораблики святому Брендану Мореплавателю»



Москва, 18 мая, Благовест-инфо 

Литературно-музыкальный вечер, посвященный кельтской христианской культуре, состоялся 16 мая в Культурном центре «Покровские ворота». Центральным событием вечера стала презентация книги протоиерея Александра Шабанова «Кораблики святому Брендану Мореплавателю» (Тверь: 2016).

Издание посвящено реальным и легендарным святым древней Кельтской Церкви Британских островов (IV-XI вв.), истории их плаваний по Атлантическому океану и землям европейского и русского Северо-Запада, миссионерским трудам и географическим открытиям. Группа ArtCeilidh (руководитель – Михаил Смирнов) устроила для участников вечера концерт кельтской музыки. Встреча была приурочена ко дню памяти св. Брендана Мореплавателя (484-577) – святого неразделенной Церкви.

Представляя новую книгу, Елена Жосул, завкафедрой журналистики Российского православного университета, отметила, что ее автор, священник Тверской епархии, занимается историей Кельтской Церкви с 1990-х гг. (первое издание его книги увидело свет в 2004 г.). Ценность нового издания – в его фундаментальной академичности, с одной стороны, и в поэтическом характере – с другой. Это позволяет «увидеть кельтскую культуру во всей полноте», сказала ведущая вечера.

«Вселенское христианство подобно горе, опоясанной лесами, кустарниками, лугами и ледниками, которые вместе составляют ее цельное одеяние. Нельзя ждать, что свет Евангелия будет преломляться одинаково. Проходя через толщу различных народов, он станет создавать все новые и новые ландшафты духовности», -- с этой «по-кельтски красивой» мысли прот. Александра Меня начал автор книги свое выступление. Кельтская Церковь, существовавшая с IV по XII вв., создала свой «уникальный духовный ландшафт», который имеет огромное значение для всего христианства, считает о. Александр Шабанов. Он напомнил слова Г.К.Честертона о том, что «кельтские святые – это движущиеся свечи, которые стали светом миру».

Автор книги вкратце рассказал о Кельтской Церкви – это общее название для христианской церковной организации Ирландии, Британии, Уэльса, Шотландии. Это Церковь «поэтов и странников», миссионеров, которые активно проповедовали на всем европейском пространстве, вплоть до Северо-Западной Руси; Церковь «аскетов, ученых и монахов, горных и сельских монастырей». О. Александр назвал несколько наиболее известных святых Кельтской Церкви: св. Патрик Ирландский, св. Бригитта, преподобные Коламба Айонский и Брендан Мореплаватель. О почитании их верующими разных конфессий напомнила православная современная икона с изображением этих святых неразделенной Церкви, которую подарили о. Александру на вечере.

Книга представляет собой историографические заметки об истории Кельтской Церкви и комментированное изложение «корабликов» -- 16 эпизодов «Плавания св. Брендана» («Navigatio Sancti Brendani» -- известного памятника средневековой литературы). Особый интерес представляет заключительная глава «Остановка на Северо-Западе», где автор развивает свою гипотезу о распространении кельтской миссии на Руси. В качестве аргументации он приводит анализ летописных и литературных свидетельств, а также данные ставрографии (изучение иконографии креста). Именно с влиянием кельтской миссии связывает о. Александр распространенные в новгородском и псковском зодчестве изображения «кельтского креста»: крест на круге.

На вечере о. Александр рассказал о специфике Кельтской Церкви: это особые практики аскетического и социального служения, собственное исчисление Пасхи, но главное – особая роль монастырей и существенное влияние родовой общины, переплетение родственных и духовных связей (например, настоятельство в монастыре переходило к родственникам). Это важно понимать, чтобы оценить подвиг кельтских святых, которые добровольно разрывали родственные узы (тогда человек становился отверженным, изгоем, пояснил о. Александр) и отправлялись странствовать вслед за Христом, которому «негде главу преклонить» (см. Лк.9:58). Некоторые из них, например, св. Брендан отправлялись на поиски «Острова блаженных», а другие просто садились в лодку и полностью вверяли себя Провидению – куда Господь прибьет лодку, там они и проповедовали. Монашеские кельи в этих суровых землях строились из грубых камней в виде перевернутой лодки.

Такой тип святости связан с особым пониманием «пути как символа одинокой стойкости», продолжил рассказ о кельтских святых поэт и священник Стефан Красовицкий. В отличие от монахов в южных землях, которые подвизались в своих кельях, кельтские подвижники все время плыли, шли, двигались ко Христу. По его словам, древнюю северо-западную духовность отличает акцент на «внутренней силе личности».

Протоиерей Лев Семенов (Свято-Тихоновский гуманитарный университет), размышляя о миссионерстве кельтских святых, о «многопутье попадания христианства на Русь», обратил внимание на своего рода диалектику: если в конце первого тысячелетия Русь была «стороной принимающей» все богатство христианской духовности, то сейчас, в начале третьего тысячелетия, Европа «сама подорвала корни своей христианской идентичности», а «россиянам есть что противопоставить в духовном плане». О. Александр Шабанов не преминул дать на это «кельтский национальный ответ»: «Мир сотворен Богом, и с ним ничего плохого не случится, пока камыши остаются коричневыми, пока Бог не сожжет мир своим поцелуем».

Автора поздравили с выходом новой книги профессор Тверского университета Юрий Варзонин, который считает издание «душеполезным для современного человека», и священник Майкл Райан, окормляющий католическую англоязычную паству в Москве и отметивший в книге «открытость, дружелюбие, любопытство к этим таинственным людям издалека (кельтам – прим. ред.)».

«Можно ли возродить Кельтскую Церковь?» -- спросили о. Александра. Он рассказал, что такая попытка уже была в 1980-е гг. в США, но он не считает ее серьезной. Сам же он завершает свою книгу рассказом о видении короля Эдуарда Исповедника, который увидел срубленное зеленое дерево, восстановленное чудесным образом, и пишет: «Быть может, этим стволом является православие, через присоединение к которому всех прежде отсеченных частей чудесным образом произойдет духовное единение Северо-Запада, по молитвам святого Брендана Мореплавателя и всех святых Кельтской и Русской Церквей».

Остается добавить, что, помимо основной своей пастырской деятельности и изучения кельтской культуры о. Александр Шабанов занимается еще одним не менее важным делом: он организовал первый в Твери хоспис «Анастасия». Однако и здесь не обошлось без «кельтского влияния». Священник рассказал о первых «хосписах», которые в средние века строили на пути к Святой Земле для умирающих паломников монахи и, в том числе, монахи Кельтской Церкви. А первым, кто встретил о. Александра в Дублине, куда он приехал знакомиться с организацией хосписов, был католический священник по имени… конечно же, Брендан. На вечере в «Покровских воротах» было предложено внести пожертвования для хосписа, на заставке сайта которого красуется ирландский, а вовсе не тверской, пейзаж.

Юлия Зайцева
Источник: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=67962


Елена Жосул
facebook.com/

Я ныне верю только
В усердье пишущей руки, в упорство
Строк, высиженных в тишине, и книг,
Которые хранят нас от безумства. ***

Мистика настоящего творчества в том и заключается, что оно в какой-то момент обязательно находит отклик. И у Бога, и у людей. Главное - внутренняя честность. По отношению к предмету, процессу и будущему результату.

Источник: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1068106223248305&set=a.330393557019579.83293.100001468123021&type=3&theater







Создание сайта Тверь - BK Company
© BKcmsLite
Тверской хоспис «АНАСТАСИЯ» © 2017 Все права защищены.
Использование материалов запрещено.