8(4822)36-03-46
8 906 654 58 22
8 919 058 57 27

Выездная служба Тверского хосписа


Выездная патронажная служба «Тверского хосписа «Анастасия».
Принципы и опыт работы.

Сохранение качества жизни инкурабельных пациентов и их семей весь период болезни возможно только при развитой системе амбулаторной и стационарной паллиативной помощи. Выездная патронажная служба паллиативной помощи - прекрасно зарекомендовавшая себя форма оказания помощи на дому, существующая и развивающаяся в нашей стране с начала 90-х годов. Моделей её организации несколько, в том числе «стационар на дому», который позволяет осуществлять динамическое наблюдение за состоянием пациентов с возможностью планирования и коррекции лечения наиболее организационно простым и экономически доступным путём.

Выездная патронажная служба - наиболее экономически и организационно доступная форма оказания паллиативной медицинской помощи.
Основные принципы работы - сохранение автономии и достоинства пациента, постоянное взаимодействие с пациентом и его родственниками, непрерывность помощи, междисциплинарный подход.
Основные аспекты помощи - купирование боли и других тягостных симптомов, психологическая, социальная и духовная поддержка пациента и членов его семьи.

Как работает патронажная служба.
Пациент, нуждающийся в паллиативной медицинской помощи, находится на финальном этапе жизни и вправе выбирать, какую помощь, как и где получать. Когда человек устал от больниц, эмоционально и физически истощен заболеванием, он хочет быть в окружении родных. К тому же среднее время жизни таких больных составляет около полугода. Невозможно и нежелательно провести весь этот период в отделении паллиативной медицинской помощи. Следовательно, необходимо организовать качественную помощь на дому в необходимом для пациента и его близких объеме.
Помощь выездной патронажной службы включает: первичное посещение пациента, назначение симптоматического лечения, динамическое наблюдение врачебной и фельдшерской бригадой, медицинские манипуляции по назначению врача, регулярная коррекция назначений, назначение наркотических и психотропных препаратов пациентам, которые нуждаются в обезболивании, помощь психолога и онколога, обучение родственников уходу за больным, предоставление необходимых средств ухода и аппаратуры (средства ухода за кожей, противопролежневые матрасы, кислородные концентраторы). При наличии медицинских показаний специалисты выездной службы направляют пациентов в медицинскую организацию, оказывающую паллиативную помощь в стационарных условиях. Служба организует консультации специалистов и сама консультирует врачей по вопросам паллиативной медицинской помощи. Выездная служба взаимодействует с органами и организациями системы социального обслуживания. Служба ведёт учетную и отчетную документацию, в уставном порядке отчитывается о деятельности и собирает данные для информационных систем здравоохранения в соответствии законодательством. Помощь на дому комфортна для пациента, если она своевременна и адекватна. Это оперативная и очень мобильная форма, которая позволяет за короткое время охватить большое число нуждающихся. Неоспоримые преимущества выездной патронажной службы - экономическая доступность. Затраты на выездную службу в 7-10 раз меньше, чем расходы на стационарную помощь.

Модели организации выездной патронажной службы.

Сегодня на основе единой нормативной базы действует несколько моделей выездной патронажной службы.
«Скорая помощь» - единовременный выезд по звонку родственника, пациента, поликлиники, чтобы решить возникшую проблему, например, установить катетер или назогастральный зонд.
«Стационар на дому» - динамическое наблюдение пациента до момента смерти и поддержка родственников, включая переживание утраты.
«Краткосрочный стационар на дому» - курс лечения ограниченное время, например, 21 день. Пациенту подбирают симптоматическое лечение, выполняют необходимые манипуляции.
«Активный патронаж» - посещение пациентов, включённых в базу данных инкурабельных больных, с установленной периодичностью.

Каждая модель имеет преимущества и недостатки. Например, модель «Скорая помощь» позволяет охватить большее количество пациентов и быстрее помощь в неотложной ситуации, но отсутствие динамического наблюдения делает такие ситуации более вероятными и менее предсказуемыми. Очевидно, что с развитием паллиативной помощи выездные службы будут иметь больше возможностей совместить все варианты помощи в зависимости от ситуации, выбора пациента и его семьи.

Преимущества модели «Стационар на дому»:

Непрерывность оказания помощи.
Непрерывность заключается в постоянном мониторинге состояния пациента, назначении необходимых медикаментов и уходе за пациентом с первого дня обращения до последнего. Это позволяет предотвратить или минимизировать многие проблемы и симптомы. Например, уменьшить риск развития кишечной непроходимости, профилактировать возникновение пролежней.
Постоянное взаимодействие с пациентом и родственниками при планировании и осуществлении помощи.
Следует максимально избегать неожиданных изменений в ходе лечения без согласования с больным и его близкими, четко и доходчиво объяснять каждое назначение лекарственного препарата и процедуру, описать ожидаемый эффект. Это дает возможность пациенту и его близким чувствовать причастность к лечению, а врачу быть более объективным в оценке эффективности лечения и состояния больного.
Помощь должна быть доступно 24 часа в сутки 7 дней в неделю.
Для коррекции ситуации зачастую достаточно телефонного звонка: человек расскажет, какая ситуация сложилась, получить рекомендацию и время следующего визита. Очевидно, что не каждый медботник может дистанционно поддерживать общение, и человек, который не знает пациента и конкретных обстоятельств, не может дать верную рекомендацию.
Возможность установить более близкие отношения с пациентом и родственниками.
На своей территории людям легче выражать чувства и мысли. При наблюдении выездной службой мы стараемся, чтобы пациента и семью сопровождали одни и те же специалисты – врач, медсестра, психолог. Это делает круг поддержки стабильным, а общение более открытым и продуктивным.
Поддержка семьи - один из важных компонентов паллиативной помощи.
Пациента и его семью необходимо воспринимать как единое целое. При постановке пациента на учёт в хоспис родственники получают памятку, где разъясняются особенности эмоционального и психологического состояния пациента с прогрессирующим неизлечимым заболеванием, например, что агрессия или даже отрицание - это фаза принятия их близким своего диагноза или состояния. Рассказывается, как организовать быт: например приобрести колокольчик, чтобы больной мог позвать на помощь, когда ему будет трудно говорить, и многое другое.
Со смертью пациента помощь хосписа не заканчивается. В это время его родные как никогда нуждаются в заботе, и особенно ценна поддержка тех, кто был рядом в самые трудные недели и дни.
Роль медицинской сестры.
Медицинская сестра в паллиативной медицинской помощи, а в выездной службе особенно, - не исполнитель, а равноправный партнер врача. Она достаточно часто посещает пациента на дому, имеет при этом возможность увидеть изменения состояния и не выполнять манипуляции механически. Медицинская сестра может, спросив о действии лекарства, сказать больному: «Да, действительно, у вас церукал недостаточно снимает тошноту. Пока не будем делать инъекцию, созвонюсь с доктором». Отменить назначение медсестра не может, но имеет право обратить внимание на проблему. Нередко именно медсестра координирует процесс помощи, ведь она чаще всех бывает в семье.

Отличия выездной службы хосписа от других видов помощи на дому - мультипрофессиональный и междисциплинарный подход.
Для наибольшего эффекта помощь оказывает врач, медсестра, медицинский психолог, соцработник, волонтёры и служители церкви. Каждый член команды необходим. Помимо медицинской помощи, выездная служба предоставляет на безвозмездной основе многофункциональные кровати, противопролежневые матрасы, ходунки, инвалидные кресла, кислородные концентраторы, а также памперсы, пелёнки, средство для ухода за кожей. Наш хоспис приобретает эти необходимые, значительно облегчающие жизнь пациенту и семье вещи на средства, перечисленные благотворителями на счет МАНО «Тверской хоспис «Анастасия».

 





Создание сайта Тверь - BK Company
© BKcmsLite
Тверской хоспис «АНАСТАСИЯ» © 2017 Все права защищены.
Использование материалов запрещено.